Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

Дурная слава
Notorious


Производство: An RKO Radio Picture, США
Съемочный период: октябрь 1945 - февраль 1946 года
Павильонные съемки: студия RKO
Натурные съемки: Майами, штат Флорида (кадры были использованы как фон для титров); различные локации в штате Калифорния; Рио де Жанейро, Бразилия;
Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах)
Дата релиза в США: 15 августа 1946 года
97 мин., черно-белый, aspect ratio 1,37:1


В главных ролях:
Кэри Грант (Cary Grant) - Девлин (Devlin)
Ингрид Бергман (Ingrid Bergman) - Алисия Хюберман (Alicia Huberman)
Клод Рейнс (Claude Rains) - Александр Себастьян (Alexander Sebastian)

Сценарий - Бен Хехт (Ben Hecht)

Музыка - Рой Уэбб (Roy Webb)

Оператор - Тед Тетцлаф (Ted Tetzlaff)


Камео режиссера (на 60 мин.) - Хичкок появляется на большом приеме в доме у Алекса Себастьяна. Он - один из гостей, пьющий шампанское.



Синопсис
Действие фильма разворачивается в конце второй мировой войны. Алисию Хюберман, дочь немецкого миллионера, живущего в Америке и осужденного американскими властями за шпионаж в пользу Германии, вынуждают работать на американскую разведку. Ей предстоит войти в контакт с одним из давних знакомых отца - Алексом Себастьяном, ныне живущим в Бразилии и возглавляющим тайную нацистскую организцию. Выбор на Алисию пал не случайно - Алекс давно влюблен в нее... Тем временем между Алисией и Девлином - агентом, завербовавшим ее - вспыхивает любовь. Но Алисии приходится выбирать между своими чувствами и долгом - и она выходит замуж за Алекса, чтобы проникнуть в его дом, поближе к секретам..



История создания фильма

Сценарий

Идея снять фильм о женщине, которой приходится жертвовать своими чувствами и ради политических целей выйти замуж за нелюбимого мужчину, пришла к Хичкоку еще в 1944 году. В то время он был связан многолетним контрактом с продюсером Дэвидом Селзником и работал над фильмом Завороженный, главную женскую роль в котором играла Ингрид Бергман. Хичкок хотел, чтобы в новом фильме (Хич собирался назвать его Who is my love? т.е. Кто моя любовь?) опять же снялась Бергман. О своей идее он неоднократно упоминал в беседах со своими друзьями и коллегами.

15 сентября 1944 года Хичкок обедал с William Dozier, продюсером RKO, которому обрисовал в общих чертах идею своего фильма. Тот согласился, что из этого может получится захватывающее кино. И уже скоро Dozier обсуждал с Селзником возможность заключения комплексной сделки по предоставлению в распоряжение RKO для работы над новым фильмом той же команды, которая трудилась над фильмом Завороженный, т.е. Альфреда Хичкока (режиссер), Ингрид Бергман (испольнительница главной женской роли) и Бена Хехта (сценарист) - все они были связаны контрактами с Селзником и RKO хотела их "купить в одном пакете" (по выражению самого Хичкока). Но Селзник в то время не был уверен, что не захочет сам заняться производством этого фильма..

В начале 1945 года Хичкок получил от Селзника предложение начать работу над сценарием вместе с Беном Хехтом. Хичкок отправился в Найяк, небольшой пригород Нью-Йорка, где жил Хехт, и в течение трех недель они придумывали главные сцены к первому наброску сценария. Бывало, что Хичкок и Хехт запирались в его рабочем кабинете и обсуждали фильм целый день - с девяти утра до шести вечера. На ночь Хичкок возвращался в свой номер в отеле Сейнт Реджис в Нью-Йорке, где изменял на свой лад все то, что придумал Хехт. Хичкоку легко работалось со своим сценаристом, потому что тот спокойно относился к тому, что Хич изменял написанные им сцены по своему усмотрению. Вскоре оформилось окончательное название фильма - Дурная слава.

Для Хичкока главной в этом фильме была любовная история - о том, как один мужчина толкает женщину в постель к другому, потому что это его профессиональная обязанность. Политика мало интересовала Хичкока, но нужно было придумать что-то, что объясняло бы присутствие нацистов в Бразилии. Хичкок рассказывал позже, что они с Хехтом думали о добыче промышленных алмазов и пр., и однажды он спросил Хехта: "А что насчет урана?" Но тот лишь пожал плечами и сказал, что это не имеет значения - один макгаффин ничем не лучше другого, раз главное в этом фильме любовная история.

В конце марта Хичкок и Хехт прибыли в Лос Анджелес и Селзник прочитал вариант сценария, который у них получился. Селзник спросил Хичкока про уран. Тот ответил: "Насколько я знаю, уран - это нестабильный элемент (совсем как мир) и каждый знает, что он очень редкий. И раз однажды Резерфорд расщепил атом урана, получив огромное количество энергии, то, мне кажется, кто-нибудь когда-нибудь захочет сделать из него бомбу". В апреле Хичкок и Хехт по распоряжению Селзника собирались у него дома, чтобы вместе доработать сценарий. Встречи начинались очень поздно, обычно не раньше одиннадцати вечера, что вызывало недовольство Хичкока. Но в сентябре Селзник, полностью занятый съемками эпического фильма Дуэль под солнцем, все-таки продал производство Дурной славы RKO за 800 тыс. долларов и половину всего дохода от фильма. Так что Хичкок и Dozier теперь приобрели обязанности продюсеров.

Кастинг

На главные роли были приглашены Кэри Грант и Ингрид Бергман. Кэри Грант уже снимался у Хичкока пять лет назад в фильме Подозрение, а Ингрид Бергман сыграла главную роль в предыдущем его фильме Завороженный. Хичкок тогда по словам очевидцев был одержим Ингрид Бергман (она стала одной из так называемых хичкоковских блондинок!) и эту роль - женщины, пользующейся дурной славой, он придумал, судя по всему, именно для нее. Клода Рейнса на роль симпатичного злодея предложил Dozier. В Дурной славе, фильме про нацистов, снялось много немецких актеров, в том числе известная в довоенной Германии актриса Леопольдина Константин, исполнившая роль мадам Себастьян. Это была ее единственная роль в Голливуде. В Америке ее настолько плохо знали, что предложили за роль совсем ничтожный гонорар. Тем не менее созданный ею образ тиранической матери - один из самых запоминающихся образов в фильмах Хичкока.

Съемки

Съемки проводились в основном в павильоне, в некоторых сценах (например, в сцене, когда полицейский останавливает машину главных героев на ночной дороге) использовался рир-экран.

Знаменитый кадр из Дурной славы - непрерывный наезд камеры на ключ в руке Ингрид Бергман. Этот ключ не зря стал чем-то вроде символа саспенса в этом фильме и изображался практически на всех постерах к нему.



Также знаменитая сцена из фильма - непрерывный кадр, когда целующиеся Кэри Грант и Ингрид Бергман идут через комнату к телефону. Эта сцена нарушала действующий тогда кодекс, в соответствии с которым экранный поцелуй должен длиться не более нескольких секунд. Хичкок называл эту сцену одной из своих самых любимых...

Интересно, что на крупных планах разница в росте между Клодом Рейнсом и Ингрид Бергман так бросалась в глаза, что когда они появлялись в кадре рядом, Рейнсу приходилось подставлять ящик. Во время съемок сцены, где они встречаются, идя навстречу друг другу, пришлось из-за этого подставить неровный деревянный помост, который поднимался по мере того, как Рейнс приближался к камере.

Интересно

Франсуа Трюффо называл Дурную славу квинтэссенцией творчества Хичкока и своим любимейшим фильмом этого режиссера.

Хотя Хичкок всегда утверждал, что придумал историю с ураном, который хранился в винных бутылках, задолго до ядерных ударов по Японии (еще во время работы над сценарием с Хехтом в начале 1945 года) и тем самым оказался кем-то вроде пророка, который предсказал создание атомной бомбы, факты говорят о том, что соответствующие изменения в сценарии были сделаны незадолго до начала съемок осенью 1945 года, т.е. после того, как атомные бомбы уже были сброшены на Хиросиму и Нагасаки.

Также Хичкок утверждал, что во время съемок ФБР наблюдало за ним, так как в фильме фигурировал уран для атомной бомбы, а проект Манхэттен (проект по созданию атомной бомбы в США) был тогда главной военной тайной Америки. Якобы ФБР заинтересовалось Хичкоком после того, как он и Хехт в мае или июне 1945 года посетили доктора Милликана в Калифорнийском Технологическом Институте и говорили с ним о возможности создания ядерного оружя. Никаких документальных подтверждений слежки ФБР за Хичкоком нет. Но известно, что в мае 1945 года Селзник получил от ФБР предупреждение, в котором ему сообщалось, что все фильмы, в которых идет речь об офицерах американской разведки, должны получить перед выходом на экраны одобрение соответствующих государственных структур. Об этом сообщили и Хичкоку, и тот, видимо, был вдохновлен этим фактом на рассказы о слежке за ним агентов ФБР.




Фотографии со съемочной площадки
Цветная фотография со съемок черно-белого фильма!.. Альфред Хичкок, Кэри Грант и Ингрид Бергман на съемочной площадке


Кэри Грант, Ингрид Бергман и Альфред Хичкок во время съемок


Альфред Хичкок и Ингрид Бергман читают сценарий фильма


На съемках знаменитого кадра - когда камера панорамирует из-под потолка и наезжает на ключ, зажатый в руке Ингрид Бергман


Во время съемок, на праздновнии дня рождения Кэри Гранта (18 января 1946 года)

















Hosted by uCoz