Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

БИОГРАФИЯ АЛЬФРЕДА ХИЧКОКА
вернуться на главную страницу

стр.1 - стр.2 - стр.3
сокращенная биография




Свадьба

Помолвка Хичкока и Альмы продолжалась уже около трех лет, и вот теперь, когда Хичкок добился того, о чем мечтал в плане работы - стал режиссером, а его фильмы получили наконец-то признание (правда, пока только критиков, а не зрителей, которые их еще не видели), настало подходящее время подумать о свадьбе. Осенью 1926 года Альма готовилась принять католичество - видимо на этом настояла мать Хичкока. Альма заново окрестилась в католической церкви.

Венчание было назначено на 2 декабря 1926 года (это был четверг) в часовне церкви Brompton Oratory, Knightsbridge. Шафером Хичкока был его старший брат Уильям, а Альмы - ее сестра Эвелин. Интересно, что в брачном свидетельстве у Хичкока в графе род занятий было написано режиссер, а у Альмы род занятий не был указан (хотя к тому времени она была известным монтажером, писала сценарии, а Бэлкон даже предполагал, что в будущем она сама станет режиссером). После короткой службы все гости уехали на квартиру по адресу 153 Cromwell Road, которую снял Хичкок и в которой молодожены стали жить после свадьбы. (В настоящее время в Лондоне на стене дома по адресу Cromwell Road 153 висит памятная табличка, сообщающая о том, что там в 1926-1939 годах жил Альфред Хичкок).

Вечером в тот же день новобрачные отправились в свадебное путешествие - в Швейцарию. Одной из остановок на пути был Париж, где Хич и Альма встретили Ниту Нальди (ту актрису, которая снималась в Саде наслаждений и Горном орле и которая так в свое время пленила Хичкока). Вместе с ней был ее пожилой спутник. Один вечер пары провели вместе и молодожены вернулись ночью в отель пьяными. На следующее утро Альма дала зарок не повторять печальный опыт. Хичкок, к слову, подобных обещаний не давал...

Медовый месяц Хич и Альма провели в Сен Морице (Saint Moritz) - горном курорте в Швейцарии. Они остановились в отеле The Palace Hotel. Вокруг было большое количество лыжных, бобслейных трасс. Но новобрачные не испытывали особого интереса к активным видам отдыха и больше наблюдали за другими - в том числе за конькобежцами (тогда-то и родился у Хичкока замысел вставить в какой-нибудь фильм сцену, когда человек на коньках, катаясь по льду, выводит на нем секретный код), за игрой в гольф на льду, сами иногда катались на санях. Хичкок не жалел денег, заработанных у Бэлкона, - они с Альмой часто пили горячий какао с пирожными в местных кафетериях, отправлялись куда-нибудь на прогулки, ходили в казино, заказывали в номер самое дорогое вино. К рождеству они вернулись в Лондон. С тех пор почти каждый год на годовщину свадьбы Хичкоки приезжали в Сен-Мориц.

      Хронология:

           1926  2 декабря Свадьба Альфреда Хичкока и Альмы Ревилль, переезд в квартиру по адресу Cromwell Road 153, Лондон
 декабрь медовый месяц в Сен-Морице, Швейцария


      Фотографии:

Свадьба!


Дом на Cromwell Road 153, в котором в 1926-1939 годах жили Хич и Альма

Дочь Хичкока Патрисия на открытии памятной таблички на стене дома на Cromwell Road 153

Табличка, гласящая, что в этом доме в 1926-1939 годах жил режиссер Альфред Хичкок





Окончание сотрудничества с Бэлконом

Новый, 1927й год начинался для Хича очень хорошо. 24 января состоялся релиз фильма Сад наслаждений и газеты провозгласили Хичкока молодым человеком с мышлением мастера ("a young man with a master mind"). Не успели Бэлкон и другие сотрудники Гейнсборо поздравить Хичкока, как случился новый успех - 14 февраля на экраны вышел Жилец и о Хичкое узнал весь Лондон. Это был первый случай в истории британского кино, когда о режиссере писали больше, чем об актерах, сыгравших главные роли. Критики не упустили из виду и то, что в небольшом эпизоде в фильме промелькнул и сам молодой режиссер - он сидит спиной к камере за столом в редакции. Это было первое камео Хичкока.

Весной Хичкок был занят съемками фильма По наклонной плоскости. Это была история школьника, взявшего на себя вину школьного товарища в том, что тот стал отцом незаконнорожденного ребенка. Изгнанный из школы и дома он пускается в разные злоключения, встав на "наклонную плоскость". По сути, этот фильм был попыткой заработать на cотрудничестве Хичкока и Новелло, который снова, как и в Жильце, исполнил главную роль.

Тем временем молодожены обустраивали свою новую квартиру на Cromwell Road. В тот год у них было мало посетителей, так как оба усердно работали на студии. Хичкок в итоге снял за этот год 4 фильма, Альма тоже продолжала работать - сценаристом и монтажером.

23 мая 1927 года на экраны выходит Горный орел. Он был прохладно воспринят публикой. Показ его длился недолго. Затем вдруг исчез негатив и все напечататнные копии фильма. Так что в наше время посмотреть этот фильм, к сожалению, нельзя. Но на той же неделе состоялся показ для прессы фильма По наклонной плоскости. В итоге одна газета назвала его еще одним успехом режиссера.

Последний фильм, который Хичкок снял для Бэлкона, - Легкое поведение. В этом фильме Хичкок во второй раз снялся в эпизодической роли. В целом картина не имела большого успеха у зрителей.

В 1927 году вышел закон Cinematograph Films Act, согласно которому в обязательном порядке увеличивалась квота английских фильмов, показываемых в кинотеатрах. Некоторые продюсеры, понимавшие, что своими силами снять фильмы такого же качества, как заокеанские, не получится, стали приглашать зарубежных режиссеров, актеров, других членов съемочной группы. В то же время в условиях ослабленной из-за нового закона конкуренции на экранах появилось большое количество откровенно слабых английских фильмов, которые получили презрительное название quota quickies (примерный перевод - халтура по квоте). Вот так обстояли дела с английским кинематографом к тому времени, когда Хичкок перешел работать от Бэлкона к новому продюсеру - Джону Максвеллу.




Начало сотрудничества с новым продюсером - Джоном Максвеллом

Компания British International Pictures возникла в 1927 году в результате слияния M.E. Productions и British National Pictures, которыми к тому времени владел Максвелл. Ее студия располагалась в Борхэмвуде (Borehamwood), графство Хертфордшир (Hertfordshire) и была известна под именем Элстри (Elstree). Сам Максвелл, бывший адвокат из Глазго, вошел в киноиндустрию в 1912 году и стал в конце концов главой одной из крупнейших кинокомпаний. Приход Хичкока стал важным этапом в дальнейшем развитии студии. К тому времени Хичкок был самым высокооплачиваемым режиссером в Англии. Главой производственного отдела Максвелл назначил Уолтера Майкрофта (Walter Mycroft), бывшего критика, который основал школу сценаристов в BIP.

Максвелл рекомендовал Майкрофту предоставить Хичкоку свободу выбора сюжета для первого фильма. Хичкок остановился на истории двух боксеров, любивших одну и ту же женщину. Хичкок сам был автором этой истории и сам писал сценарий (в июле 1927 года). Съемки фильма Ринг продолжались в течение августа. Премьера для прессы состоялась в конце сентября. 1 октября газеты восхищались новым фильмом Хичкока. Один критик назвал его "самым изумительным британским фильмом".

В октябре начались съемки фильма Жена фермера. Это была простая и шумная комедия, сценарий к которой вновь писал Хичкок, на этот раз по одноименной пьесе некоего Идена Филлпоттса (Eden Phillpotts), которая имела большой успех. Павильонные съемки проходили на студии Элстри, а натурные - в Devon и Surrey. Во время натурных съемок в сельской местности тихие улочки и спящие домики пленили Хичкока и по возвращении в Лондон он предложил Альме купить какой-нибудь загородный домик, где можно было проводить выходные.

В ноябре Хичкок пишет открытое письмо в газету London Evening News - своего рода ответы на вопросы, которые в свое время ему устно задавали репортеры. И там был такой абзац: "Режиссеры живут со своими картинами в то время, как те делаются. Они - их дети... И кажется вполне определенным, что действительно художественные фильмы должны целиком создаваться одним человеком". Т.е. уже в то время Хичкок открыто высказывал свое намерение в будущем подчинить процесс прозовдства фильмов себе. Неизвестна реакция BIP на эту статью, но почти сразу же Майкрофт анонсировал два следующих фильмах Хичкока, причем один из них должен был быть снят по рассказу самого Майкрофта (речь идет о фильме Шампанское), в чем можно было усмотреть попытку указать режиссеру, работающему по контракту, на его место. Это идея не нравилась Хичкоку. Тем более, он сознавал, что если он не заинтересован проектом, его талант не сможет раскрыться на полную мощь. В итоге получилось, что его фильмы, снятые на BIP (1927-1933), за исключением Шантажа и на удивление автобиографичных Богатых и странных, совсем не похожи на те картины, что он снял в будущем - полные действия, саспенса и юмора.

В начале декабря Хичкоки приезжают в Сен-Мориц, где празднуют первый юбилей свадьбы. Вернувшись в Лондон к рождеству, Хичкок придумал дарить друзьям кое-что более оригинальное, чем рождественские открытки. Подарок был сделан из квадратного куска дерева, который был распилен на маленькие кусочки - получилась мозаика. Фрагменты мозаики были положены в маленькие холщевые мешочки с ярлычком и отосланы получателям. Нужно было сложить их все вместе, чтобы понять, что получится. А в итоге получался знаменитый теперь профиль Хичкока.

В новогоднюю ночь Альма объявила Хичкоку, что к середине нового (наступившего) года тот станет отцом...

В начале 1928 года Хичкоку так и пришлось работать над фильмом, в основу сюжета которого был положен рассказ Майкрофта. Фильм назывался Шампанское. Речь в нем шла о девушке, которая работала на винограднике, но никогда не пробовала шампанское - только наблюдала, как бутылки грузят в товарные вагоны. Затем она попадает в город, где следует тем же путем, что и шампанское - ночные клубы, вечеринки... Хичкоку ужасно не нравилась эта затея, и во время съемок он позволял себе, что было для него абсолютно нехарактерно, а именно кричать на членов съемочной группы, капризничать - он заявил, что не хочет видеть в этом фильме ни одного из статистов, что снялись в его предыдущем фильме - только новые лица. Хотя в то время была распространена практика, когда в разных фильмах снимались одни и те же статисты, но грим и способ размещения перед камерой практически исключал возможность того, что их узнают. В итоге поиск новых статистов привел к тому, что съемки были прерваны на несколько дней.

В 1928 году Хичкоки наконец-то купили загородный дом. Это было живописное имение Winter's Grace. Они теперь выбирались сюда по выходным. Располагался дом в Shamley Green в 30 милях юго-западнее Лондона. В доме Хичкок сделал смотровой зал, где можно было смотреть киноленты.

7 июля 1928 года в квартире на Cromwell Road 153 у Хичкока и Альмы родилась дочь, которую назвали Патриция Альма (Patricia Alma). Во время родов Хичкок предпочел уйти из дома, он вернулся только поздно вечером и принес Альме золотой браслет с рубинами - как искупление своей вины. Он сказал ей: "Я знаю, я не должен был оставлять тебя в такую минуту, но у тебя кажется все было хорошо в то время, как я слабел с каждой минутой и чуть не умер от беспокойства". Через две недели после рождения дочери оба родителя вернулись к работе. В это время Альма писала сценарий к фильму Хенрика Галеена (Henrik Galeen) "После вердикта" (After the Verdict). Это был последний раз, когда она трудилсась над фильмом, режиссером которого был не ее муж.

Хичкок тем временем трудился над фильмом Парень с острова Мэн. Это был серьезный фильм с любовным треугольником и несчастливым концом - имеется в виду самоубийство одного из главных героев. Хичкок остался недоволен получившейся картиной. Максвелл разделял его мнение, он сразу отложил выход картины в прокат, а Хичкоку предложил заняться следующим проектом...

      Хронология:

           1927  лето Хичкок переходит работать к продюсеру Джону Максвеллу (Ринг, Жена фермера, Шампанское, Парень с острова Мэн, Шантаж, Юнона и Павлин, Убийство!, Нечестная игра, Номер семнадцать, Богатые и странные)
 декабрь Хичкоки отмечают первую годовщину свадьбы в Сен-Морице
           1928  начало покупка загородного дома - имение Winter's Grace в Shamley Green в 30 милях от Лондона
 7 июля рождение дочери Патрисии





Первый звуковой фильм

В 1928 году пьеса Чарльза Беннетта (Charles Bennett) Шантаж (Blackmail) была настолько популярна, что ее можно было назвать театральным хитом. Максвелл приобрел права на экранизацию пьесы, в расчете поручить съемки Хичкоку. В ноябре Хичкок один работал дома над сценарием, и его версия получалась даже более мрачной, чем оригинал. В феврале 1929 года сценарий был утвержден BIP и Хичкок стал заниматься подбором актеров. На главную женскую роль в фильме Шантаж он пригласил Энни Ондра (Anny Ondra), снявшуюся в предыдущем фильме. К апрелю все было готово для начала съемок.

Вдруг Максвелл позвонил Хичкоку в офис и объявил, что он организовал временную студию звукозаписи с оборудованием, закупленным в Америке. Для большинства необорудованных кинотеатров они поставят немую версию Шантажа. А если оборудование будет работать, то часть сцен переснимут (так как оборудование не позволяло дубляж) со звуком и первый британский звуковой фильм выйдет на экраны чуть позже. Но Хичкок взял на себя смелость и переснял со звуком почти все сцены фильма. В результате получилось две версии Шантажа - немая и звуковая.

При пересъемке сцен со зуком возникла одна проблема - акцент Энни Ондра (она была полькой). Был даже проведен звуковой тест. Ондра, прослушав запись, согласилась, что ее акцент просто ужасный. Хич нашел решение - пригласили актрису Джоан Барри, которая во время съемок стояла за камерой и произносила слова в микрофон, в то время когда Энни говорила свои реплики. Но полностью эта проблема не была решена: во-первых, Джоан Барри говорила на чистейшем английском языке, что не соответсвовало песонажу Ондра - дочери мелкого лондонского торговца; во-вторых, ее реплики не всегда совпадали с движеними губ Энни.

При записи первого звукового фильма необходимо было решить еще одну проблему. Дело в том, что камеры, которыми снимали в то время, издавали ужасный шум, и камеру вместе с оператором пришлось поместить в звуконепроницаемую коробку, что резко снизило подвижность камеры.

В один из съемочных дней на студию явилась герцогиня Йоркская (через много-много лет она станет королевой-матерью - матерью Елизаветы II). Она была большой поклонницей кино, и Хичкок провел для нее небольшую экскурсию по съемочной площадке. Даже завел в ужасно узкую будку для камеры и предложил примерить наушники. Хичкок запросто предложил герцогине: "Мадам, я подержу вашу шляпу, а вы пока наденете наушнки". Тем самым он нарушил одну из древних традиций Англии, в соответствии с которой женщины из королевской семьи не должны показываться на публике без перчаток и без шляпы.

В конце июня 1929 года состоялся показ фильма для прессы, а в ноябре - для широкой публики. Фильм был встречен с восторгом, и имел даже больший успех, чем когда-то Жилец.




Что дальше?

Довольные успехом Шантажа и полные желания вовсю использовать звук, что делало американские фильмы такими популярными, Максвелл и Майкрофт решили создать первый британский мюзикл, который назывался Зов Элстри (Elstree Calling) и был своего рода рекламным фильмом для BIP. Над проектом были заняты все режиссеры, сотрудничающие с BIP, и каждый, в том числе и Хичкок, снял по 1-2 эпизода. Хичкок никогда не вспоминал о своей работе над этим фильмом, а по словам других сотрудников он отснял свои эпизоды буквально за несколько часов и больше не появлялся на съемочной площадке.

Следующая работа, которую Хичкоку предложил Максвелл, - экранизация пьесы Шона О'Кейси (Sean O'Casey) Юнона и Павлин. Хичкок был вынужден согласиться, и им с Альмой пришлось писать сценарий для этой мелодрамы. В этом фильме снялись ирландские актеры из дублинского театра Abbey Theatre (действие в фильме, кстати, разворачивается во время Дублинского восстания). Хотя фильм был благосклонно принят зрителями и критиками, Хичкок всегда называл его некинематографичным.

Примерно в это время Хичкок, вдохновленный возросшим количеством интервью и газетных публикаций про себя, связанных с успехом его первого звукового фильма, основал маленькую компанию Hitchcock Baker Productions, Limited. Ее единственной целью было сообщать прессе любые заслуживающие внимания новости касаемо Альфреда Хичкока. До отъезда в Америку он ежегодно вкладывал в это смелое предприятие значительные суммы. Это не только сделало Хича еще более узнаваемым в обществе, но и защищало его большие доходы от налогов. Он пригласил консультанта, который еженедельно держал Хичкока в курсе о его доходах, инвестициях, способах поменьше платить налоги. Менеджер Хичкока еженедельно выдавал ему скромное содержание в 10 фунтов - карманные деньги. Кроме того, у Хича был счет в дорогом ресторане. Если же деньги заканчивались до конца недели, он занимал у кого-нибудь на студии. Однажды один работник попросил Хича наконец-то вернуть ему долг в 3 фунта. Так Хичкок вернул ему эти деньги мелочью - 2880 фартингов в одном кожаном мешке...

В 1930 году Хичкок снимает фильм Убийство! - один из немногих своих детективов. Убийство! стало первым двуязычным фильмом Хичкока, так как помимо английской, он поставил также германскую версию этой картины, которая вышла под названием Мэри.

Вслед за Убийством студия навязала Хичкоку экранизацию еще одной пьесы о жестоком соперничестве между землевладельцем и его соседом. Фильм под названием Нечестная игра получился скучным за счет длинных диалогов, преобладания статичных сцен. Дональд Спото говорил, что несмотря на то, что фильм короче полутора часов, кажется, что он длится полдня.

В начале 1931 года Хичкок с женой и трехлетней дочерью отправился в кругосветное путешествие. По пути они останавливались в Африке, где Хичкок навестил одну из своих теток. Та, как оказалось, овдовела и теперь едва сводила концы с концами, не имея денег даже на докторов. Хичкок тихо уладил ее финансовые проблемы, пригласил докторов и отбыл также неожиданно, как и приехал. Далее путешесвтие проходило по Атлантике на Карибы и затем домой. Они вернулись отдохнувшие и с идеей нового фильма о том, как молодая лондонская пара внезапно получила наследство и отправилась в кругосветное путешествие. Максвелл заинтересовался, но сказал, что у Майкрофта есть другой проект для экранизации - триллер о воровском притоне, украденном ожерелье, девушке и ее друге-детективе, с головокружительной погоней в финале. Фильм назывался Номер семнадцать. Хичкок был в ярости из-за необходимости снимать фильм, построенный на стереотипных сюжетных ходах. Хичкок решил отомстить боссам и сделать фильм пародией на все триллеры, но так, чтобы это не бросалось в глаза. В конце концов ничего не вышло и фильм остался непонятым современниками.

Еще во время съемок фильма Номер семнадцать Хичкок стал подбирать актеров для следующей своей картины, о которой он после возвращения из путешествия заикнулся Максвеллу. Этот фильм получил название Богатые и странные. Фильм, к сожалению, провалился в прокате. Хич очень переживал, т.к. относился к фильму очень нежно. Это был один из его редких автобиографичных фильмов. На этом фильме и закончилось сотрудничество Хичкока с Максвеллом.

В качестве последнего проекта Хичкоку предложили снять фильм по пьесе The Case of Lady Camber. Фильм предполагалось назвать Lord Camber's Ladies. Хичкок был в депрессивном состоянии в связи с неудачами своих предыдущих картин, к тому же не имел никаких идей относительно данного фильма. И он поручил написание сценария и режиссерские обязанности Бенну Леви - тому самому, кто писал диалоги к Шантажу. Их бывшие до того теплые отношения испортились во время съемок, а Леви стал отзываться о Хичкоке как о человеке с несносным характером за то, что тот "вмешивался не в свои дела". В итоге данный фильм стал единственным фильмом, который Хичкок продюсировал, но сам не был его режиссером.

Можно сказать, что в 1933 году Хичкок плыл по течению. После окончания сотрудничества с Максвеллом он подписал короткий контракт с Александром Кордой (Alexander Korda), который объявил, что первым фильмом, снятым Хичкоком в рамках их сотрудничества, будет фильм Крылья над джунглями (Wings over the Jungle). Но у Корды не хватило денег ни на съемочную группу, ни на актеров. Так что Хич был освобожден от обязательств. Очередное предложение поступило от независимого продюсера Тома Арнольда (Tom Arnold) - снять музыкальную пьесу Венские вальсы. Хич приступил к съемкам - для него это было что-то новое, но по ходу работы над фильмом Хичкок понял, что опрометчиво дал согласие на эту затею. Во время съемок он даже как-то открыто заявил, что терпеть не может такой сорт фильмов. "Мелодрама - единственная вещь, которую я могу делать", - заявил он.

Съемки фильма Венские вальсы проходили на студии Lime Grove Studious, на которой разместилась недавно образованная компания Gaumont-British. Майкл Бэлкон, который продюсировал первые фильмы Хичкока, был в то время исполнительным продюсером Гамонт-Бритиш. Так что его офис располагался недалеко от съемочных площадок, где работал Хичкок. Узнав о всплеске эмоций у Хичкока, он заглянул на съемочную площадку навестить старого коллегу и спросить его, чем тот собирается заниматься после окончания работы над Венскими вальсами. Хичкок ответил, что у него есть желание снять фильм, идея которого пришла ему и Чарльзу Беннету буквально в последние недели работы в British International Pictures, но пришлась не по душе Максвеллу. Бэлкон видел, с каким воодушевлением Хич описывает сцены саспенса в этом фильме, и решил вновь предложить Хичкоку сотрудничество. История, которую хотел экранизировать Хич, основывалась на серии старых рассказов Баллдога Драммонда (Bulldog Drummond). Хичкок по совету Бэлкона выкупил права на экранизацию у своего бывшего продюсера - Максвелла, а затем продал их самому Бэлкону, как тот и замышлял. Правда, купил эти права Хич за 250 фунтов, а продал Бэлкону за 500. Хичкок посчитал неприличным наживаться на этом деле и на вырученные деньги заказал скульптору Джекобу Эпштейну (Jacob Epstein) бюст Бэлкона, который и подарил оригиналу. Так было положено начало второму этапу сотрудничества Хичкока и Бэлкона - вновь, как когда-то, был подписан контракт на пять фильмов.

      Хронология:

           1930  лето Хичкок снимает несколько эпизодов мюзикла Зов Элстри
  Хичкок основывает компанию Hitchcock Baker Productions
           1931  начало путешествие по Атлантике с семьей
  продюсирование фильма Леди лорда Кэмбера
           1933   попытка сотрудничества с продюсером Адександром Корда, сотрудничество с продюсером Томом Арнольдом (Венскиие вальсы)


      Фотографии:

Бюст Бэлкона, подаренный ему Хичкоком



стр.1 - стр.2 - стр.3













Hosted by uCoz